Организация учебного диалога в проектной деятельности школьников.
Многие современные педагогические технологии (технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса и др.) основаны на идеях педагогики сотрудничества, которые успешно реализуются в учебном диалоге.
Учебный диалог — сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций. Ядро учебного диалога — диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому могут осуществляться исследование, поиск, выдвижение и решение творческих задач. Инструмент диалогического взаимодействия — диалектика вопросов и ответов.
Вопрос и ответ, составляющие единицу диалогического взаимодействия, выполняют важнейшую задачу в порождении мышления и речевой активности ученика.
Главная функция диалогического взаимодействия — стимулирование способности личности к саморазвитию, самореализации, а также пробуждение устремленности в будущее, возможности формирования своего знания, развитие своего творческого потенциала с ориентацией на индивидуальные способности, опыт, характер, уровень потребностей.
Сущность диалогического взаимодействия педагога и ученика состоит в том, что ученик в нем — субъект, соучастник, соавтор.
В педагогике выделяют следующие особенности учебного диалога:
- равенство позиций обучаемого и обучающего;
- отсутствие оценок, полное принятие обучаемого таким, какой он есть;
- особая эмоциональная окраска общения;
- искренность и естественность в проявлении эмоций;
- способность участников диалога использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Учитель должен таким образом организовать образовательный процесс на чтобы субъект учения — ученик стал творцом способов овладения учебным материалом.
Анализ этапов проектной деятельности показал, что для ее успешной реализации учителю необходимо вести урок в форме диалога, диалогического взаимодействий. Способы организации учебного диалога вопросы для обсуждения определяются спецификой содержания каждого этапа проектной деятельности. Рассмотрим организацию учебного диалога на каждом из этапов проектной деятельности школьников выделенных в работах В.Д.Симоненко Ю.Л.Хотунцева и др.
Проанализируем содержание каждой этапа выполнения проекта с точки зрения необходимости и возможности организации диалогового взаимодействия, которое будет способствовать более прочному овладению школьниками всеми элементами проектной деятельности.
Учебный диалог включает в себя определенные структурные компоненты диалогического взаимодействия субъектов общения: восприятие и формирование (поля диалога) — поиск (ответов, решений) — оценка (своих и чужих гипотез, решений, реплик) -выбор (своего решения, ответа) — формирование личностного суждения. Каждый этап диалогического взаимодействия рождает у ребенка эмоциональный отклик и определяет его познавательную активность. В.В.Сериков считает, что создание учебной ситуации, предполагающей взаимодействие, предусматривает определенные «шаги»: совместная ориентировка личностно-значимой предметной облает выявление проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы контексте значимых для ребенка жизненных ценностей как одного из аспектов его
личностной картины мира; использование усвоенных знаний и способов в качестве средств межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах партнера; самопознание через актуализацию и обоснование собственных мыслей.
Проведенный нами анализ литературы педагогического опыта позволил разработать педагогические приемы работы учителя по организации учебного диалога, которые будут способствовать повышению результативности технологической подготовки школьников.
Ниже рассмотрены возможности организации учебного диалога на различных этапах проектной деятельности.
1. Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д.
На этом этапе выполнения проекта происходят формирование поля диалога, выявление проблемы, интересующей субъектов диалога и рассмотрение ее в контексте значимых для ребенка жизненных ценностей. В данной ситуации необходимо помочь учащимся в обретении понимания смысла и общей направленности творческой деятельности.
Выбор темы творческого задания требует от ребенка анализа потребностей дома, школы и т.д. При этом ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутренний диалог с самим собой. Обсуждает такие вопросы, как: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он для дома или школы? Будет ли спрос на мое изделие? и т.п. Внутренний диалог с самим собой является продуктивной формой осуществления мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ.
Учителю рекомендуется стимулировать самостоятельность учащихся в выборе темы проектного задания, потому что как - только появляется свобода выбора, появляется возможность для самовыражения. Педагогу важно помочь учащимся обрести уверенность, чтобы они не беспокоились, будут ли приняты или осмеяны их соображения. Ученики должны чувствовать, что любое их соображение заслуживает того,
чтобы его высказать и выслушать. Должны создаваться условия для свободного обмена мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы почувствовать, уловить, принять и развить зарождающийся диалог, не отвергая никаких предложений и суждений.
2. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.
Данный этап характеризуется анализом интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей учащихся для выполнения проекта.
Учебный диалог на этом этапе является той средой, в которой легче раскрываются индивидуальные возможности учащихся и которая позволяет учителю опереться на них с учетом выявления интересов, склонностей, разнообразия субъектного опыта учащихся, накопленного ими в реальном взаимодействии с окружающим миром.
В процессе работы учащимся при помощи учителя необходимо определить, владеют ли они достаточным объемом знаний и умений, необходимыми для выполнения творческого проекта (смогу ли я выполнить данный творческий проект?, достаточно ли у меня для этого знаний и умений?), оценить свои материальные и финансовые возможности (имеются ли у меня материальные возможности для выполнения данного проекта? Не слишком ли дорогой материал для его выполнения? Может быть, стоит воспользоваться более дешевым? И с учетом этого работать над проектом.
Оценивая свои интеллектуальные возможности, учащиеся одновременно закрепляют уже имеющиеся у них знания и умения, ранее изученный материал.
Важное умение учителя в процессе всей учебной деятельности — искусно работать с субъектным опытом учащихся. В этих условиях учитель должен уметь менять режиссуру урока: ученики не просто слушают учителя, а постоянно взаимодействуют с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим знанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием.
3. Сбор и обработка необходимой информации (справочники, книги, журналы, электронные базы данных, Интернет), непосредственные беседы с людьми.
Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска необходимой информации для его выполнения. Поиск — механизм творческой продуктивной деятельности учащихся — является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совместном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В процессе поиска постепенно ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность.
От педагогической стратегии учителя зависят диапазон поиска в диалогическом взаимодействии и самостоятельности в поисковой деятельности учеников, активизация индивидуального и коллективного поиска, подкрепление эмоциональной мотивации посредством создания ситуации успеха и удовлетворенности результатами поиска. На основании полученной в процессе поиска информации ученик готов сформулировать личностное суждение по волнующей его теме проекта.
4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований.
Этот этап выполнения проекта требует от ученика напряженной внутренней работы и, чтобы поддержать уровень напряжения, эмоциональный отклик на обсуждаемые факты и мысли в его сознании должен звучать долго и отчетливо, не отпуская внимания и интереса к познаваемому объекту.
В процессе работы ученику необходимо разработать идею выполнения творческого проекта, которая затем воплотится в эскиз, чертеж, технологическую карту; проанализировать экономическую и экологическую целесообразность идеи, не слишком ли дорогостоящим получается мой проект? насколько он экономичен? не нанесет ли он вреда окружающей среде?
Учитель должен уметь таким образом организовать образовательный процесс на уроке, чтобы творцом способов работы (освоения) учебного материала являлся субъект учения — ученик, задача учителя — создать условия для разработки технологии выполнения его замысла. Ученик при этом является творцом знания, участником его порождения. Среди всех профессиональных качеств учителя здесь особенно важны умение слушать ученика, быть внимательным собеседником, постоянно следить за тем, чтобы, слушая ученика, отделяться от мнения о нем. стремиться понять не только то, что он говорит, но и то, что стоит за его словами.
5. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности.
Работая над проектом, учащиеся используют для его выполнения имеющиеся знания и умения из самых различных учебных дисциплин. А взаимодействие, которое предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов процесса, проявление их личностных функций, помогает им в этом.
Учебная ситуация создаваемая учителем на уроке, должна актуализировать, делать востребованными личностные функции обучаемых.
Учителю целесообразно задавать вопросы для обдумывания типа: Считаете ли вы, что...? Правильно ли я поняла ваше сообщение...? Вы согласны со мной, что...?
В результате будет создаваться благоприятная атмосфера для обсуждения вопроса, ученик получит возможность обдумать высказанное мнение или вопрос, внести поправки в изложенную позицию.
Продуктивность диалогического взаимодействия повышается, когда учитель дает время, чтобы ученики обдумали ответ; избегает неопределенных и двусмысленных вопросов; изменяв" ход рассуждений ученика — расширяет его мысли или изменяет их направления; уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы; предостерегает от чрезмерных обобщений; побуждает ученика к углублению мысли.
Все вышеперечисленные советы позволяют учителю более качественно осуществить руководство и контроль деятельности учащихся.
6. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта.
На заключительном этапе работы над проектом учащиеся осуществляют оценку качества работы (своей и чужой) и защиту проекта. По нему и оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.
Особую значимость при этом имеет педагогическая оценка не столько в виде оценки — отметки, сколько в оценочных суждениях педагога, его жестах, мимике, взгляде, интонации, так как она стимулирует активность учащихся в диалоге, их потребность раскрыться, высказаться, быть услышанным или наоборот — нейтрализует и тормозит их намерения, замыслы. Но при всей важности педагогической оценки учителя не используют в полной мере ее возможности, зачастую не отдают себе отчета в том, что педагогическая оценка для ученика — образец формирования оценочного суждения.
На всех этапах выполнения проекта, как показывают многие исследования, для учителя в диалогическом взаимодействии важно не только «владение словом», но и доброжелательное, внимательное отношение к каждому ученику, готовность соглашаться с верными доводами, отказ от привычки, во что бы, то, ни стало утверждать свою правоту и делать все это искренне.
Тогда диалогическое взаимодействие способствует вовлечению учеников в общую учебно-познавательную деятельность, «заражает» и «заряжает» их процессом этой деятельности через вызов потребностей в ней. Причем у учащихся создается впечатление, что инициатором проектной деятельности являются они сами, появляется внутренняя необходимость в деятельности по выполнению этого проекта.
И, безусловно, выстраивать учебный процесс в логике диалога способен лишь педагог, принявший личностно ориентированную парадигму обучения.
Ниже приведем пример обсуждения этапов проекта в учебном диалоге на уроках при изучении на уроках обработки древесины.
Этапы проектной деятельности | Обсуждаемые вопросы |
1 . Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д. | Что ты хотел бы сделать? В какой мере тебе нужно это изделие? Пригодится ли оно в твоем доме или для подарка? Почему? |
2. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта | Сможем ли мы это сделать индивидуально или по группам? Какие умения и знания нужны? Хватит ли нам средств? |
3. Сбор и обработка необходимой информации | В каких изделиях, с которыми вы встречались в жизни, использовался этот вид обработки древесины? В каких источниках следует искать информацию? |
4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований | Каким образом выполнить проект, чтобы это было не слишком дорого? Как можно уменьшить расходы? Какую лучше взять древесину, почему? Можно ли взять другую древесину, почему? Как использовать испорченную заготовку? |
5. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности | В какой последовательности будем изготавливать изделие? Можно ли изменить эту последовательность? В какой последовательности используются инструменты? Как можно проверить качество выполнения каждого этапа? Нужно ли проверять каждый этап выполнения изделия? Какие требования к конструкции предъявляет дизайн? Целесообразно ли красить изделие? |
6. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта | По каким показателям мы будем оценивать работу? Ты будешь оценивать сам или с группой? Мы будем оценивать по конечному результату или по самому процессу изготовления, почему? |