Как к солнцу устремлен подсолнух,

Так к знанию стремиться дух.

Чтоб светоч мысли не потух,

Мы знаньем детский ум наполним.

В союзе сердца и ума

Живи, чтоб отступила тьма.

Таков Дома творчества девиз:

Свет знаний - вверх, а корни вниз,

К родной земле, к родному дому,

Служить Отечеству родному.

Организация учебного диалога в проектной деятельности школьников.

Многие современные педагогические технологии (технологии развивающего обучения, педагогические технологии на основе личностной ориентации педагоги­ческого процесса и др.) основаны на идеях педагогики сотрудничества, которые ус­пешно реализуются в учебном диалоге.

Учебный диалог — сложное интеллекту­ально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций. Ядро учебного диало­га — диалогическое взаимодействие субъ­ектов, благодаря которому могут осущест­вляться исследование, поиск, выдвижение и решение творческих задач. Инструмент диалогического взаимодействия — диалек­тика вопросов и ответов.

Вопрос и ответ, составляющие единицу диалогического взаимодействия, выполня­ют важнейшую задачу в порождении мыш­ления и речевой активности ученика.

Главная функция диалогического вза­имодействия — стимулирование способно­сти личности к саморазвитию, самореали­зации, а также пробуждение устремленнос­ти в будущее, возможности формирования своего знания, развитие своего творческо­го потенциала с ориентацией на индивиду­альные способности, опыт, характер, уро­вень потребностей.

Сущность диалогического взаимодей­ствия педагога и ученика состоит в том, что ученик в нем — субъект, соучастник, соавтор.

В педагогике выделяют следующие осо­бенности учебного диалога:

  • равенство позиций обучаемого и обуча­ющего;
  • отсутствие оценок, полное принятие обучаемого таким, какой он есть;
  • особая эмоциональная окраска обще­ния;
  • искренность и естественность в прояв­лении эмоций;
  • способность участников диалога использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Учитель должен таким образом организовать образовательный процесс на чтобы субъект учения — ученик стал творцом способов овладения учебным материалом.

Анализ этапов проектной деятельности показал, что для ее успешной реализации учителю необходимо вести урок в форме  диалога, диалогического взаимодействий.  Способы организации учебного диалога  вопросы для обсуждения определяются спецификой содержания каждого этапа проектной деятельности. Рассмотрим организацию учебного диалога на каждом из этапов проектной деятельности школьников  выделенных в работах В.Д.Симоненко Ю.Л.Хотунцева и др.

Проанализируем содержание каждой этапа выполнения проекта с точки зрения необходимости и возможности организации диалогового взаимодействия, которое будет способствовать более прочному овладению школьниками всеми элементами проектной деятельности.

Учебный диалог включает в себя определенные структурные компоненты диалогического взаимодействия субъектов общения: восприятие и формирование (поля диалога) — поиск (ответов, решений) — оценка  (своих и чужих гипотез, решений, реплик) -выбор (своего решения, ответа) — формирование личностного суждения. Каждый этап диалогического взаимодействия рождает у ребенка эмоциональный отклик  и определяет его познавательную активность. В.В.Сериков считает, что создание учебной ситуации, предполагающей  взаимодействие, предусматривает определенные «шаги»: совместная ориентировка личностно-значимой предметной облает выявление проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы контексте значимых для ребенка жизненных ценностей как одного из аспектов его

личностной картины мира; использование усвоенных знаний и способов в качестве средств межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах партнера; самопознание через актуализацию и обоснование собственных мыслей.

Проведенный нами анализ литературы  педагогического опыта позволил разра­ботать педагогические приемы работы учи­теля по организации учебного диалога, ко­торые будут способствовать повышению результативности технологической подго­товки школьников.

Ниже рассмотрены возможности орга­низации учебного диалога на различных этапах проектной деятельности.

1. Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д.

На этом этапе выполнения проекта про­исходят формирование поля диалога, вы­явление проблемы, интересующей субъек­тов диалога и рассмотрение ее в контексте значимых для ребенка жизненных ценнос­тей. В данной ситуации необходимо помочь учащимся в обретении понимания смысла и общей направленности творческой дея­тельности.

Выбор темы творческого задания тре­бует от ребенка анализа потребностей до­ма, школы и т.д. При этом ученик ведет как внешний диалог с учителем, так и внутрен­ний диалог с самим собой. Обсуждает та­кие вопросы, как: какой творческий проект мне выбрать? Зачем этот объект труда мне нужен? Пригодится ли он для дома или школы? Будет ли спрос на мое изделие? и т.п. Внутренний диалог с самим собой яв­ляется продуктивной формой осуществле­ния мыслительного процесса, одной из структурных единиц которого, так же как и внешнего, выступает вопрос и связанный с ним ответ.

Учителю рекомендуется стимулировать самостоятельность учащихся в выборе те­мы проектного задания, потому что как - только появляется свобода выбора, появляется возможность для самовыражения. Педагогу важно помочь учащимся обрести уверенность, чтобы они не беспокоились, будут ли приняты или осмеяны их сообра­жения. Ученики должны чувствовать, что любое их соображение заслуживает того,

чтобы его высказать и выслушать. Должны создаваться условия для свободного обме­на мнениями, идеями, в обстановке живого обсуждения, творческой дискуссии. Задача учителя на этом этапе заключается в том, чтобы почувствовать, уловить, принять и развить зарождающийся диалог, не отвер­гая никаких предложений и суждений.

2. Оценка интеллектуальных, мате­риальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта.

Данный этап характеризуется анализом интеллектуальных, материальных и финан­совых возможностей учащихся для выпол­нения проекта.

Учебный диалог на этом этапе является той средой, в которой легче раскрываются индивидуальные возможности учащихся и которая позволяет учителю опереться на них с учетом выявления интересов, склон­ностей, разнообразия субъектного опыта учащихся, накопленного ими в реальном взаимодействии с окружающим миром.

В процессе работы учащимся при по­мощи учителя необходимо определить, владеют ли они достаточным объемом знаний и умений, необходимыми для вы­полнения творческого проекта (смогу ли я выполнить данный творческий проект?, достаточно ли у меня для этого знаний и умений?), оценить свои материальные и финансовые возможности (имеются ли у меня материальные возможности для вы­полнения данного проекта? Не слишком ли дорогой материал для его выполнения? Может быть, стоит воспользоваться более дешевым? И с учетом этого работать над проектом.

Оценивая свои интеллектуальные воз­можности, учащиеся одновременно за­крепляют уже имеющиеся у них знания и умения, ранее изученный материал.

Важное умение учителя в процессе всей учебной деятельности — искусно работать с субъектным опытом учащихся. В этих ус­ловиях учитель должен уметь менять ре­жиссуру урока: ученики не просто слушают учителя, а постоянно взаимодействуют с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим знанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с по­мощью учителя то содержание, которое за­креплено научным знанием.

3.      Сбор и обработка необходимой информации (справочники, книги, жур­налы, электронные базы данных, Ин­тернет), непосредственные беседы с людьми.

Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска не­обходимой информации для его выполне­ния. Поиск — механизм творческой продук­тивной деятельности учащихся — является главной составляющей диалогического взаимодействия, так как именно в совмест­ном поиске истины (информации, ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В процессе поис­ка постепенно ставятся более сложные за­дачи, поиск углубляется, одновременно меняется и обогащается личность.

От педагогической стратегии учителя зависят диапазон поиска в диалогическом взаимодействии и самостоятельности в по­исковой деятельности учеников, активиза­ция индивидуального и коллективного по­иска, подкрепление эмоциональной моти­вации посредством создания ситуации успеха и удовлетворенности результатами поиска. На основании полученной в про­цессе поиска информации ученик готов сформулировать личностное суждение по волнующей его теме проекта.

4.      Разработка идеи выполнения про­екта с учетом экономических и экологи­ческих требований.

Этот этап выполнения проекта требует от ученика напряженной внутренней ра­боты и, чтобы поддержать уровень напря­жения, эмоциональный отклик на обсуж­даемые факты и мысли в его сознании должен звучать долго и отчетливо, не от­пуская внимания и интереса к познавае­мому объекту.

В процессе работы ученику необходимо разработать идею выполнения творческого проекта, которая затем воплотится в эскиз, чертеж, технологическую карту; проанали­зировать экономическую и экологическую целесообразность идеи, не слишком ли до­рогостоящим получается мой проект? на­сколько он экономичен? не нанесет ли он вреда окружающей среде?

Учитель должен уметь таким образом организовать образовательный процесс на уроке, чтобы творцом способов работы (освоения) учебного материала являлся субъ­ект учения — ученик, задача учителя — со­здать условия для разработки технологии выполнения его замысла. Ученик при этом является творцом знания, участником его порождения. Среди всех профессиональ­ных качеств учителя здесь особенно важны умение слушать ученика, быть вниматель­ным собеседником, постоянно следить за тем, чтобы, слушая ученика, отделяться от мнения о нем. стремиться понять не только то, что он говорит, но и то, что стоит за его словами.

5. Планирование, организация и вы­полнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий конт­роль и корректировка деятельности.

Работая над проектом, учащиеся ис­пользуют для его выполнения имеющиеся знания и умения из самых различных учебных дис­циплин. А  взаимодействие, которое предполагает сотрудничество, са­моразвитие субъектов процесса, проявление их личностных функций, помо­гает им в этом.

Учебная ситуация создаваемая учите­лем на уроке, должна актуализировать, де­лать востребованными личностные функ­ции обучаемых.

Учителю целесообразно задавать во­просы для обдумывания типа:  Считаете ли вы, что...? Правильно ли я поняла ваше со­общение...? Вы согласны  со мной, что...?

В результате будет создаваться  благо­приятная атмосфера для обсуждения во­проса, ученик получит возможность обду­мать высказанное мнение или вопрос, внести поправки в изложенную позицию.

Продуктивность диалогического вза­имодействия повышается, когда учитель дает время, чтобы ученики обдумали ответ; избегает неопределенных и двусмыслен­ных вопросов; изменяв" ход рассуждений ученика — расширяет его мысли или изме­няет их направления; уточняет, проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы; предостерегает от чрезмерных обобщений; побуждает ученика к углубле­нию мысли.

Все вышеперечисленные советы позво­ляют учителю более качественно осущест­вить руководство и контроль деятельности учащихся.

6. Оценка качества выполненной ра­боты (своей и чужой), защита проекта.

На заключительном этапе работы над проектом учащиеся осуществляют оценку качества работы (своей и чужой) и защиту проекта. По нему и оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников.

Особую значимость при этом имеет пе­дагогическая оценка не столько в виде оценки — отметки, сколько в оценочных суждениях педагога, его жестах, мимике, взгляде, интонации, так как она стимулиру­ет активность учащихся в диалоге, их по­требность раскрыться, высказаться, быть услышанным или наоборот — нейтрализует и тормозит их намерения, замыслы. Но при всей важности педагогической оценки учи­теля не используют в полной мере ее воз­можности, зачастую не отдают себе отчета в том, что педагогическая оценка для уче­ника — образец формирования оценочного суждения.

На всех этапах выполнения проекта, как показывают многие исследования, для учителя в диалогическом взаимодействии важно не только «владение сло­вом», но и доброжелательное, вниматель­ное отношение к каждому ученику, готов­ность соглашаться с верными доводами, отказ от привычки, во что бы, то, ни стало утверждать свою правоту и делать все это искренне.

Тогда диалогическое взаимодействие способствует вовлечению учеников в об­щую учебно-познавательную деятельность, «заражает» и «заряжает» их процессом этой деятельности через вызов потребнос­тей в ней. Причем у учащихся создается впечатление, что инициатором проектной деятельности являются они сами, появля­ется внутренняя необходимость в деятель­ности по выполнению этого проекта.

И, безусловно, выстраивать учебный процесс в логике диалога способен лишь педагог, принявший личностно ориентиро­ванную парадигму обучения.

Ниже приведем пример обсуждения этапов проекта в учебном диалоге на уро­ках при изучении на уроках обработки дре­весины.

 

 

 

Этапы проектной деятельности

Обсуждаемые вопросы

1 . Выбор темы проектного задания с учетом изучения и анализа потребностей дома, школы, организации досуга и т.д.

Что ты хотел бы сделать? В какой мере тебе нуж­но это изделие? Пригодится ли оно в твоем доме или для подарка? Почему?

2. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта

Сможем ли мы это сделать индивидуально или по группам? Какие умения и знания нужны? Хва­тит ли нам средств?

3. Сбор и обработка необходимой информации

В каких изделиях, с которыми вы встречались в жизни, использовался этот вид обработки древесины? В каких источниках следует искать информацию?

4. Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических требований

Каким образом выполнить проект, чтобы это было не слишком дорого? Как можно уменьшить расходы? Какую лучше взять древесину, почему? Можно ли взять другую древесину, почему? Как использовать испорченную заготовку?

5. Планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректи­ровка деятельности

В какой последовательности будем изготавли­вать изделие? Можно ли изменить эту последо­вательность? В какой последовательности ис­пользуются инструменты? Как можно проверить качество выполнения каждого этапа? Нужно ли проверять каждый этап выполнения изделия? Какие требования к конструкции предъявляет дизайн? Целесообразно ли красить изделие?

6. Оценка качества выполненной работы (своей и чужой), защита проекта

По каким показателям мы будем оценивать ра­боту? Ты будешь оценивать сам или с группой? Мы будем оценивать по конечному результату или по самому процессу изготовления, почему?

 

 

© mkoudodddt-linnuk

Сделать бесплатный сайт с uCoz